- Детство
- Имение Александра Васильева неподалёку от Парижа
- Творчество и карьера
- «Я нашел мастеров, а они — меня»
- Зажиточное детство и коллекция с помойки — биография Александра Васильева
- Историк моды Александр Васильев и его сексуальная ориентация
- Упор на качество
- Первые шаги в Европе
- Фиктивный брак и личная жизнь после него
- Жизненные уроки
- Коллекция
- Наталья Подольская. В таком — дорога в КВН
- Апартаменты в разных уголках Земли
- Фортепиано «Кёнигсберг»
- Что интересного встречается в коллекциях
- Признание Александра Васильева
- Отношение к людям
- Проектная деятельность
- Первый виртуальный интерактивный музей моды и стиля
- Лилии Александра Васильева
- Историк моды Александр Васильев в молодости: редкие фото звезды
- Обстановка в духе Серебряного века
- Заключение
Детство
Маленький Саша очень любил, когда собиралась вместе вся семья, и отец делился воспоминаниями, рисовал план своей детской комнаты, рассказывал подробно, где у него стояла кровать, диванчик, пианино. Папа сильно ценил родственные связи, и учил сына любви к родителям, предкам, Родине.
В доме Васильевых часто собирались известные творческие личности, так что атмосфера искусства окружала мальчика с детства. Именно такое раннее погружение в мир прекрасного подтолкнуло пятилетнего Александра на создание первых декораций и костюмов для кукольного театра. Большое влияние на ребенка оказали работы отца, ведь Александр Павлович создавал не только декорации, но и сценические костюмы для Игоря Ильинского, Фаины Раневской, Любови Орловой.
В семь лет Саша поучаствовал в детской развлекательной программе на телевидении «Театр колокольчик». Позже с Надеждой Румянцевой по выходным вел передачу «Будильник», которую обожала вся детвора Советского Союза. Он исполнял роль Мальчика-будильника и был довольно популярен.
Имение Александра Васильева неподалёку от Парижа
Александру Васильеву принадлежит небольшой домик, расположенный во французской деревушке всего в 500 метрах от Парижа, который достался ему на условиях пожизненной ренты. По словам знаменитого историка моды, любовь к этому местечку возникла буквально с первого взгляда, причём он не может объяснить, что именно привлекло его больше всего.
Окна первого каменного имения украшены деревянными ставнямиФОТО: aqua-rmnt.com
Побывав однажды в любимой деревушке Овернь, Александр Васильев купил здесь ещё один домик постройки XIX века, внешне и внутренне очень похожий на первое имение. Он с удовольствием занялся домашним животноводством и развёл небольшое поголовье гусей и кур, а пару лет назад купил и несколько коров. За всем хозяйством присматривают наёмные люди, так как Александр Васильев бывает здесь лишь наездами.
Фасад второго домика отштукатурен и покрашен в нежный персиковый оттенокФОТО: aqua-rmnt.comВо французском имении Александр Васильев отдыхает душой и теломФОТО: aqua-rmnt.com
Интерьер обоих домов выглядит практически одинаково. Гостиная оформлена в традиционном французском романтизме, дизайнер удачно подобрал мебель XIX столетия. Для кухни на барахолках нашли настоящую плиту из чугуна, которую нужно топить дровами. Это чисто декоративный элемент интерьера, для повседневной готовки приобретена современная газовая плита.
На второй этаж ведёт лестница из натурального дереваФОТО: aqua-rmnt.com
Стены французского имения украшают картины великих художниковФОТО: aqua-rmnt.com
Стены гостевой спальни покрашены в нежный салатовый оттенок, на пол постелили дорожку ручной работыФОТО: aqua-rmnt.com
Творчество и карьера
Со временем послужной список декоратора пополнился такими клиентами, как театр «Ронд Пуант», Королевская опера Версаля, Опера де Бастий, Люсернер, фестиваль в Авиньоне. Заказы приходили со всех уголков мира, от Великобритании до Японии.
Тогда же Александр начал преподавать в Русской театральной школе и парижской школе моды Esmod, первом в мире учебном заведении подобной направленности. Выездную лекционную практику историк моды начал в 1994 году, получив к тому моменту французское гражданство.
Александр Васильев с Эвелиной Хромченко (слева) и Належдой Бабкиной (в центре)
Вернувшись после распада СССР в Россию, Васильев продолжил просветительскую деятельность в области дизайна, моды и эстетики. Под его патронатом состоялся первый фестиваль моды в Самаре, открыт первый в России музей истории моды ХХ века. Затем появились авторская передача на телеканале «Культура», цикл программ на радио «Маяк», дизайн-студия, собственная выездная школа моды. Александр преподавал в МГУ и Институте телевидения и радиовещания «Останкино», школе стиля MODA.ru.
Частная коллекция исторического костюма Васильева — одна из крупнейших в мире. Самые ценные экспонаты — наряды, принадлежавшие княжне Марии Щербатовой, балерине Майе Плисецкой, графиням Жаклин де Богурдон и Ольге фон Крейц. Российские театральные и киноактрисы охотно предоставляют предметы собственного гардероба для пополнения этой коллекции. На ее основе владелец формирует тематические выставки, которые регулярно проводятся в России и за рубежом.
Александр Васильев с Валентином Юдашникым
Знаменитость учредил своеобразный вариант «мишленовской звезды» за высокую эстетику дизайна интерьера. Награда в виде керамической лилии изготовлена вручную, у каждой — персональный номер для определения подлинности. «Лилия Александра Васильева» вручается преимущественно за дизайн общественных интерьеров, открытых для публики: различных кафе, вокзалов, публичных галерей. Фотографии, запечатлевшие процесс создания барельефа, размещены в «Инстаграме». Там же Александр подробно рассказывает об очередном лауреате.
В 2009 году Васильев заменил Вячеслава Зайцева на посту главного судьи в телешоу «Модный приговор», в котором работает совместно с Эвелиной Хромченко.
Безусловно, такой богатый опыт стоит передать потомкам. Перу Александра Васильева принадлежат более трех десятков книг, посвященных истории моды и стилю русских эмигрантов начала ХХ века. «Красота в изгнании» переиздана 6 раз. В планах у художника — выпуск мемуаров Татьяны Лесковой, правнучки писателя Николая Лескова, примы-балерины русского балета и директора балета в Бразилии.
«Я нашел мастеров, а они — меня»
— Александр Александрович, когда Вы впервые побывали в Зеленоградске?
— Я приехал сюда в начале 2000-х годов, около 15 лет назад. Приехал не случайно, а по рекомендации моей подруги детства Галины. В Зеленоградск она с мамой приезжала отдыхать с детских лет и впоследствии купила себе большую однокомнатную квартиру в этом доме. Через некоторое время она услышала, что продается соседняя трехкомнатная квартира. Галина позвонила мне и сказала: «Приезжай, посмотри, может, тебе будет интересно». Продавали ее за не очень высокую цену, но надо понимать, что это было 15 лет назад. Зеленоградск еще не был так популярен у россиян, как сегодня. Я приехал, посмотрел, договорился…
Зажиточное детство и коллекция с помойки — биография Александра Васильева
Александр Александрович Васильев родился 8 декабря 1958 года в Москве. Его отец – Александр Павлович – работал в одном из Московских театров, где занимал должность художника. Мать – Татьяна Ильинична – драматическая актриса. У будущего историка моды есть старшая, сводная сестра Наталья от первого брака матери..
Александр Васильев в детстве с мамой. Фото: инстаграм Александра
Маленький Саша стал рано интересоваться искусством и модой. С двух лет мальчик помогал отцу с эскизами костюмов. В пять лет он создал коллекцию одежды, которая была представлена на одном из модных показов. В то же время Саша принял участие в съемках советских детских телепередач «Будильник» и «Театр Колокольчик». С 12-летнего возраста он начинает декорировать детские спектакли.
Александр Васильев в детстве с отцом. Фото: инстаграм Александра
Это увлечение не мешало Александру хорошо учиться в школе. Особенно ему нравились литература и история. Александр всегда отличался от своих сверстников: материальное положение и творческая профессия родителей позволяли одевать сына в модные вещи. Но при этом юный Саша обожал ходить на блошиные рынки и даже рылся в помойке. Он считал, что в таких местах можно найти уникальные вещи. Многие люди выбрасывали антиквариат, например, старинные иконы, не понимая их ценности.
Александр Васильев в Париже. Фото: инстаграм Александра
После окончания школы Александр Васильев решил связать свою жизнь с модой и искусством, поступив в школу-студию МХАТ на факультет постановок. Он окончил учебу в 1980 году, после чего его пригласили работать в Театре на Малой Бронной художником по костюмам.
Дальше в биографию Александра Васильева вмешалась любовь. Он влюбился в девушку Марию Лаврову, но она уехала в Париж, а позже вышла замуж за гражданина Франции. Юный Александр стал искать возможности выбраться во Францию, что во времена СССР было практически невозможно. В 1982 году Васильеву пришлось заключить фиктивный брак с другой женщиной — Анной Бодиман, чтобы покинуть страну. Дальнейшая карьера развивалась во Франции.
Александр Васильев в 1983 году. Фото: инстаграм Александра
С возлюбленной отношения не сложились, но Александр прожил в Париже несколько лет. Когда в 1979 году советские войска вошли в Афганистан, находящиеся за границей граждане СССР получили предписание вернуться на Родину. Васильев узнал, что по возвращении на Родину его отправят служить в Афганистан и он не сможет покидать СССР в течении 15 лет. Это подтолкнуло его к решению стать «невозвращенцем» и получить вид на жительство во Франции. Как позже признавался Васильев в интервью, он легко получил французское гражданство благодаря тому, что за ним следило КГБ и хотело использовать его в качестве доносчика. Александр часто общался с российскими гражданами в Париже, был вхож в круг бывших дворян, покинувших Россию в начале XX века.
Историк моды Александр Васильев и его сексуальная ориентация
Александр Васильев честно признается, что всегда любил женщин. Правда, сейчас, когда маэстро уже 59 лет, в его жизни появились несколько иные приоритеты. Насчет своей сегодняшней личной жизни сам историк моды любит пошутить: он женат на моде и счастлив в браке.
Александр Васильев – модный ведущий «Модного приговора»
Васильев признается, что любит вкусно поесть и вообще, в данный момент, предпочитает наслаждаться жизнью. А финансовые средства ему это вполне позволяют. Историк моды любит называть себя «гражданином мира» и, видимо, поэтому успел приобрести себе добротное, престижное жилье в разных уголках Европы. Квартиры в Москве и Париже, имение в центре Франции и большая фамильная усадьба в Риге… Список личной недвижимости известного искусствоведа и декоратора весьма впечатляет.
Александр Васильев в своей московской квартире
Но также хорошо известно, что Васильев никогда не переставал любить и восхищаться женщинами. Но особенно милы его сердцу умные и… богатые леди. И как-то в шоу «Давай поженимся!» историк моды проговорился, что ему нужна невеста богатая и в возрасте. И чтобы обязательно имелись в наличии замки и поместья — для размещения поистине огромной коллекции редких платьев и аксессуаров маэстро.
В коллекции историка моды Александра Васильева тысячи интересных экспонатов
А на каверзный вопрос по поводу засилия мужчин с нетрадиционной сексуальной ориентацией в мире богемы, красоты и стиля – у Васильева припасен исчерпывающий ответ:
При обилии нелестных слухов о нетрадиционной ориентации Александра Васильева и его романах с мужчинами, ни одно «желтое» издание пока так и не смогло документально подтвердить их. К тому же, сам историк моды – лицо публичное и всегда охотно идет на контакт с прессой. Сотни интервью и пресс-конференций каждый год, участие во всевозможных шоу и программах на ТВ и радио. Похоже, что ни один вопрос в мире не способен поставить маэстро моды и стиля в неловкое положение.
https://youtube.com/watch?v=L0-a4fV3tGw
Да и сам Васильев славится своим острыми и всегда меткими высказываниями в адрес участников своего телепроекта. Ни для кого не секрет, что Александр Васильев на протяжении почти 10 лет является бессменным ведущим программы «Модный приговор». Кстати, и к себе гуру моды и стиля относится с иронией. Так, в одном из сюжетов центрального телеканала, Васильев сам себе выносит модный приговор.
Упор на качество
Александр уделяет пристальное внимание качеству жизни. Все, к чему он прикасается — еда, воздух, вещи — должно быть отменным
Но плюс ко всему Александра очень интересует возможность экономии, так как он, по его словам, очень практичный человек и не потратит ни рубля зря, до хрипоты торгуясь на рынке.
Он обожает ухаживать за своим домом, но честно признается, что на это нет времени. А так, вытирать пыль, чистить и реставрировать вещи, перевозить мебель — эти дела историк моды делает с превеликим удовольствием.
Васильев предпочитает фаянсовые чашки для чаепитий, а не фарфор. Кстати, кофе он пьет очень редко, предпочитая чай.
А в самолете он обычно выпивает два бокала шампанского — и спать. Так лучше всего переносить перелеты.
Энергию для своей деятельности он черпает из природы, живописных пейзажей, моря, а также из искусства (театра, живописи и музыки). И из… фруктов, особенно тех, которые богаты витамином С (он бодрит, когда модный критик испытывает дефицит сна).
Ford Tudor — авто 1937 года с прицепом на одном колесе, а пробег всего 2000 миль
Очистит кровь от токсинов: почему чай из шалфея считают напитком долголетия
Веселая мама выставила в Сеть фото «реальной блокировки» с детьми
Первые шаги в Европе
Безделье закончилось. Художник поступает в школу при Лувре, а по её окончании и в аспирантуру театрального факультета Сорбонны. Уже осенью 1982 года Васильева приглашают декорировать спектакль «Папесса Иоанна», которая прошла в театрах «Пуатье» и «Картушери». Дальше были декорации и костюмы для пьес «Галереи дворца», «Триумф любви», «Галереи дворца»… Ему приходится работать с такими звёздами как: Валери Древиль, Реджепом Митровицей, Мишель Витольд. К сожалению жена не разделяла стремления мужа, и после того как он отказался быть учителем русского языка в местном лицее они расстались.
Фиктивный брак и личная жизнь после него
В программе «Секрет на миллион» Александр признался, что первые платонические отношения у него были с балериной, им обоим тогда было 13 лет. Но настоящею любовью, ради которой Васильев покинул СССР, оказалась Мария Лаврова-Пойнтер.
Мария Лаврова в наши дни. Кадр из передачи «Секрет на миллион»
Ради переезда в Париж Александр женился на Анне Бодиман. Александр встретил будущую жену в середине 1970-х годов. Она была дочерью русских эмигрантов и приехала в Советский Союз, чтобы совершенствовать свой русский язык в МГУ имени М.В. Ломоносова. Александр Васильев предложил Анне заключить фиктивный брак. Девушка согласилась. Молодые люди поженились и уехали в Париж. Их брак длился около пяти лет, пока Анна не собралась замуж за другого мужчину.
https://youtube.com/watch?v=PByFsk_KoXE
Первые годы в Париже Васильев пытался возобновить отношения с возлюбленной Марией, но она очень быстро нашла себе французского мужа, который позже бросил ее одну с ребенком. Но их отношения с Александром не сложились — он не готов был принять женщину с чужим ребенком.
В конце 1980-х историк моды жил гражданским браком с исландкой Стефанией, но их отношения продлились несколько месяцев. Причиной разрыва стало нежелание Стефании переезжать во Францию, а Александр не хотел жить в Исландии.
В последние годы про Васильева ходят слухи, что он нетрадиционной сексуальной ориентации. Александр эти сплетни не комментирует, а на вопросы о том, почему у него нет женщины, отвечает, что теперь он уже не хочет отношений и хорошо уживается только со своим французским бульдогом по имени Котик.
Фото из инстаграма Александра
Жизненные уроки
Александр Васильев. / Фото: www. israelculture.infoОн удивлялся произошедшим переменам, однако, по собственной привычке, снова просто взялся за работу. Историк моды окончил аспирантуру МГУ, получил степень кандидата искусствоведения, стал организатором Фестиваля моды и театрального костюма «Поволжские сезоны Александра Васильева», затем ведущим шоу «Модный приговор».В его коллекции моды насчитывается более 65 тысяч экспонатов, среди которых потрясающие костюмы известных личностей и множество предметов искусства, связанных с историей моды. Но при этом он мечтает о создании настоящего музея моды, в который мог бы прийти любой желающий. Правда, считает этот проект пока что преждевременным.
Александр Васильев. / Фото: www. mtdata.ruОн старается сдержать данное себе когда-то слово и быть счастливым. Александр Васильев полностью доверяет только своему дневнику и допускает, что любой человек, в силу своей слабости, может предать.Александр Васильев считает знание языков обязательным для современного человека и сам знает их семь: польский, английский, французский, итальянский, испанский, сербский и турецкий. Он считает себя трудолюбивым и удачливым, умеет мыслить позитивно и завёл в свое время собаку не из-за одиночества, а из желания о ком-то заботиться.Он не жалеет ни о чём в своей жизни, наслаждается своим собственным счастьем, как он его понимает, и не считает постыдным уметь извлекать выгоду из собственной популярности. Этому качеству его научила великая Майя Плисецкая.
Александр Васильев и Майя Плисецкая. / Фото: www. iknigi.netВ парижском магазине Александр Васильев помогал балерине выбирать обувь, так как она сама не знала французского языка. Продавцы её не узнали и тогда она попросила Александра сообщить, кто она такая. И тут же получила десятипроцентную скидку. После за подаренную фотографию ей дали ещё пять процентов, за автограф ещё пять. А за подпись с упоминанием магазина – ещё 10 %. Это был гениальный урок. Александр Александрович считает умение монетизировать собственное имя талантом и ценит в людях это качество.
Александр Васильев. / Фото: wwwintermoda.ruОн занимается любимым делом, поэтому не знает усталости и чувствует себя совершенно счастливым. Александру Васильеву никогда не надоедает его работа, он мечтает видеть всех людей красиво одетыми, образованными и культурными. Ради этого и живёт, старательно собирая драгоценные экспонаты в свою коллекцию, рассказывая людям в своих книгах о моде и о личностях, делающих моду и историю.
https://youtube.com/watch?v=mAX2OiDZxIo
Коллекция
Васильев является обладателем частной коллекции моды и костюма. Она пополняется с 1985 года и хранится во Франции, включает в себя более 65`000 экспонатов, среди которых: живопись и фотография, связанные с историей моды, и, в особенности, с историей русского зарубежья, а также костюмы, принадлежавшие в прошлом княжне Марии Щербатовой, баронессе Галине Дельвиг, графине Жаклин де Богурдон, графине Ольге фон Крейц, Коко Шанель, Людмиле Гурченко, Ирине Понаровской, Алле Демидовой, Наталье Дуровой, Людмиле Зыкиной, Ольге Лепешинской, Любови Орловой, Лидии Смирновой, Галине Улановой, Наталье Фатеевой, Кларе Лучко, Майе Плисецкой.
Предметы коллекции Васильева выставлялись в Австралии, странах Европы, Азии и Америки. Некоторые из них стали экспонатами выставки «Мода за железным занавесом. Из гардероба звёзд советской эпохи», а также попали в одноимённый иллюстрированный каталог. Регулярно проводятся также и другие выставки.
В 2013 году Васильев заявлял о планах на создание в России музея исторического костюма, в котором его коллекция была бы открыта для постоянного публичного доступа.
Наталья Подольская. В таком — дорога в КВН
Попадалась на острое перо Васильева и певица Наталья Подольская. Причем произошло это не единожды. Ее наряд на той же «Новой волне» показался историку моды унылым и старящим женщину:
«Раньше это был удел пенсионерок — носить под открытую летнюю обувь носочки и гольфики».
Не понравился Васильеву и другой вариант для «Новой волны»: «Тюлевое платье — типичный эстрадный наряд в стиле «русалка». Если бы трусики были телесного цвета, а не черного, наряд выиграл бы. Мне не нравится и темная обувь: нужны открытые босоножки цвета нюд».
Ну а look на премию журнала «OK» не удовлетворил Васильева неуместной креативностью:
«Асимметрия — это тренд уходящего десятилетия. Вот пример певицы Натальи Подольской. Идеи понятны — с одной стороны подлиннее, с другой — покороче. Но на мой взгляд, получилось как-то невпопад: то ли шорты, то ли комбинезон. Так надо одеваться ведущим юмористических программ. Вот если надо провести какой-нибудь КВН, это подходящий наряд. А выходить в свет в нем не стоит».
Апартаменты в разных уголках Земли
Васильев — ценитель архитектуры и старинных построек. У него есть несколько квартир и домов, расположенных в разных городах и странах.
Квартира в Зеленоградске
Квартира в старинном немецком доме в Зеленоградске на Балтийском побережье была в ужасном состоянии, когда артист ее приобрел.
Тогда он отказался от ремонта и решил жилье реставрировать, так как некоторые оригинальные детали интерьера в стиле модерн великолепно сохранились.
Васильев воссоздал аутентичное пространство серебряного века в своей коммуналке, выкрасив стены в пастельные розовые, фиолетовые, желтые и зеленые цвета.
Под это он выкупил целый этаж. Интерьер, безусловно, в стиле Васильева, напоминает картинную галерею.
Сейчас квартира выглядит роскошно, а как иначе с таким владельцем?
Квартира в Зеленоградске
Квартира Фрунзенской набережной
В Москве скромное жилище располагается на Фрунзенской набережной в сталинском доме. Эта 3-комнатная квартира досталась ему от родителей.
Как утверждает сам искусствовед, это жилье он не продаст никогда и ни за что.
Об этом жилище артист рассказывает неохотно. Оно находится в элитном районе Москвы, ранее принадлежало генералу, затем народному артисту России В. Белокурову.
Дом старинный, 50-х годов, с лепниной, с видом из окна на Москву-реку.
Васильев в московской квартире
Муниципальное жилье в Париже
Бывший мэр Парижа Жак Ширак разрешил Васильеву проживать в апартаментах в столице Франции, когда, восхищенный коллекцией, узнал, что экспонаты негде хранить.
Это муниципальная собственность, поэтому технически она Александру не принадлежит. Однако он имеет полное право здесь проживать и размещать предметы искусства на площади в 72 квадратных метра.
В эпоху арт-деко все было очень маленькое: и лифты, и квартиры. Но жилье Васильева, по тем меркам, еще довольно просторное.
Основной цвет стен — оттенки бордового и синего, комнаты обставлены антикварной мебелью и картинами. Предметы интерьера в основном первой половины XIX века.
Все комнаты — небольшие, а из-за обилия предметов интерьера кажутся еще меньше. Критики утверждают, что это лишь нагромождение бесполезных вещей, не имеющих культурной ценности.
Но Васильев уверен: каждый предмет — это память прошедшей эпохи.
Квартира в Париже
Особняк под Вильнюсом
Литовское имение под Вильнюсом основал прадед Александра в 1912 году. Домик больше напоминает дачный, утопающий в яблоневом саду.
Девять комнат под завязку заполнены антиквариатом. Дом отапливается печами, за ним требуется постоянный уход. Поэтому здесь работает прислуга.
Во время ремонта артист не стал менять старые полы, двери и окна, а лишь обновил их и заставил дом мебелью дореволюционной эпохи.
В маленьком сарае, которой также сохранился, есть подвал, где бабушка Александра скрывала семью евреев в военные годы.
Литовское родовое имение
Дача в деревне Овернь, Франция
Еще одно излюбленное место отдыха — дача во Франции, в деревне Овернь, что в 1500 км от Парижа. Досталась она ему, как и большинство экспонатов, по дешевке.
Имение состоит из 3 домов и участка в несколько соток, а главная его ценность — старинная библиотека и ванная XIX века.
Сейчас дача облагорожена и является своеобразным местом силы артиста. Климат здесь довольно суровый, а почва — каменистая.
Все домики примерно одинаковые: 3 окна вверху, два внизу и дверь. Построены в конце XIX века. На первом этаже располагаются гостиная (у Васильева она оформлена в стиле романтизма) и кухня.
В доме есть особо ценные предметы, например, венецианское зеркало, принадлежавшее ранее Эльзе Скиапарелли и старинная чугунная плита, которую топить нужно дровами.
На втором этаже ванная, гостиная и спальня. Ванна 1920 года стоит таким образом, что можно любоваться видом из окна. Кровати, комоды и другая мебель — все старинное и отреставрированное.
Дача во Франции
Современные апартаменты в Анталии, Турция
Климат и природа Турции обожаемы Васильевым, поэтому приобретение здесь жилья было лишь вопросом времени. Дом с участком в Анталии, пожалуй, самый современный из всех его апартаментов.
За ним тоже ухаживают прислуга и садовники.
У дома 2 этажа, рядом располагается бассейн. Александр обещает, что, когда обставит дом в соответствии со своими представлениями дизайна, обязательно покажет его зрителям.
Дом в Анталии
Фортепиано «Кёнигсберг»
— У Вас потрясающее интерьерное наполнение квартиры — каждая вещь, наверное, имеет свою историю?
— Я очень много путешествую по России и миру, везде стараюсь заходить в магазины и лавочки с антиквариатом. Но удивительно — вещи сами меня находят! Вот, например, в моей музыкальной гостиной находится фортепиано. Это очень интересная история. Я был в Иркутске на гастролях и на выходе из антикварного магазина увидел этот инструмент, выполненный в югендстиле. А когда открыли крышку, то увидел надпись: «E. THEDEN Königsberg i. Pr.». Вот скажите — откуда в Иркутске фортепиано «Кёнигсберг»? Как мне рассказали, советский офицер брал штурмом Кёнигсберг, поселился потом на одной из вилл и отправил своему сыну, который увлекался музыкой, фортепиано в эшелоне с трофейными вещами. Сейчас этот изящный музыкальный инструмент оказался никому не нужным, и я его купил, причем за небольшие деньги. И вот представьте себе — я в Иркутске, у меня фортепиано, и нам надо его каким-то образом доставить в Зеленоградск. И опять хочу сказать, что не надо отчаиваться, опускать руки — из любой ситуации можно найти выход, если что-то предпринимать. В моем случае транспортная компания доставила фортепиано в целости и сохранности в Зеленоградск, еще и занесли в квартиру. Отреставрировали и настраивали инструмент уже здесь.
Дом наполнялся постепенно. Я ищу вещи, которые могут быть эмоционально связаны с этим краем. У меня работы немецких художников, некоторые из них я купил в плачевном состоянии, но руки мастеров по реставрации творят чудеса. Есть несколько работ и предметов, посвященных королеве Луизе, много посвящено русской эмиграции. Поскольку я сам декоратор, историк моды, мне хотелось эту историю возродить.
Что интересного встречается в коллекциях
Александр утверждает, что не имеет значения, уродлива вещь или красива. Главное то, что эта деталь была частью жизни, а поэтому она заслуживает стать экспонатом.
Очень редкими в его коллекции считаются платья XVIII-XIX века, тогда синтетику еще не производили. Поэтому до нас дошли крайне ветхие образцы, изъеденные молью или просто дряхлые от времени.
Детский мир XVIII-XX века
Среди антиквариата выделяется группа сценических нарядов, в том числе современных, которые жертвуют для коллекции артисты.
Васильев хранит костюмы Аллы Пугачевой, Майи Плисецкой, Клары Лучко, Ларисы Долиной, Филиппа Киркорова и многих других.
Александр говорит, что не может выделить определенную вещь среди других в своей коллекции, так как каждая из них представляет особую ценность.
А как вы считаете — действительно такое стремление к беспорядочному коллекционированию способствует сохранению памяти о культуре прошлого, или это перебор и стоит «прорядить» количество экспонатов в домах историка моды?
Признание Александра Васильева
Как оказалось, Васильев рискнул не зря. Его талант не остался не замеченным. Уже в 1985 году его приглашают в Рейкьявик. Где он готовит костюмы для постановок «Платон» и «Дикий мёд». Спектакли ждал аншлаг, а художника признание. В том же 1985 году Васильев начал работать для балетных спектаклей. Что уже через год привело его к Галине и Валерию Пановым, которые дают ему должность художественного директора во фландрийском Королевском балете. Гений оказывается буквально нарасхват, его буквально засыпают предложениями ведущие театры всех европейских стран.
Историк моды Александр Васильев — о школьной форме В 1989 году Александра Александровича приглашают в Японию. Где Масако Ойя предложила ему оформить балет Чайковского «Щелкунчик».
Отметился Васильев и в кинематографе. Тесно сотрудничая с Роберто Энрико, он создаёт костюмы для кинофильма «И проходит война». А также для кинолент: «Мой друг — предатель» Жозе Джовани и «Манжклу» Моше Мизрахи.
Отношение к людям
Идеальный отдых для него — отсутствие рядом людей. Только он и природа.
Если бы он мог выбирать, в каком времени ему жить, он выбрал бы Ренессанс — тогда женщины были женственными, а мужчины — мужественными, и все было на своих местах, а не так, как сегодня.
Лучше быть одному, чем в компании людей, которые то и дело норовят тебя использовать с выгодой для себя.
Он признался в неожиданной вещи: знания человека для него важнее, чем человеческие качества, например доброта. В России Александр Васильев испытывает острый дефицит интеллектуально развитых людей, с кем ему было бы интересно общаться.
И он терпеть не может подлецов и бытовых кретинов, которым надо все объяснять по много раз, а они берут и делают все наоборот. Таких много сегодня, сожалеет историк моды.
Проектная деятельность
Первый виртуальный интерактивный музей моды и стиля
15 ноября 2017 года Васильев анонсировал создание виртуального музея моды на основе собственной коллекции и представил публике демо-версию онлайн-выставки «Детский мир». 8 мая 2018 года «Первый виртуальный музей моды и стиля» был официально открыт. В настоящее время виртуальный музей располагает несколькими тематическими выставками, созданными на основе более чем 800 экспонатов коллекции Васильева, рассказывающими о четырёх веках мировой моды.
Лилии Александра Васильева
В 2011 году Васильев учредил первую международную премию за интерьер «Лилии Александра Васильева». Лауреатами премии становятся заведения, отвечающие его представлениям о стиле. Победителям вручается фирменный знак — керамическая лилия ручной работы. Каждая лилия обладает индивидуальным номером и паспортом оригинала, что гарантирует её подлинность. Лилии за интерьер, атмосферу, свет, музыкальное сопровождение и детали оформления уже получили заведения России, Италии, Франции, Латвии, Литвы и других европейских стран.
Историк моды Александр Васильев в молодости: редкие фото звезды
Александр Васильев не скрывает, что со школьных лет был не такой как все. В плане стиля. Финансовые возможности позволяли родителям приобретать своим детям, Александру и его родной сестре, самые модные и дорогие вещи. Многие элементы гардероба будущего историка моды покупались за границей – отец часто отлучался в зарубежные командировки. Поэтому, говорит сам маэстро, брюки-клеш, самые модные рубашки и самая красивая и стильная обувь – это то, что всегда отличало его от сверстников. Понятное дело – в СССР возможностью красиво и дорого одеваться «не как все» обладали единицы!
Нестандартный внешний вид и высветленные пряди – таким был «несоветский» стиль Александра Васильева в молодости
Несмотря на финансовое благополучие, Александр Васильев с ранних лет обожал бродить… по помойкам и блошиным рынкам. Говорит, что помойка советского времени была настоящей сокровищницей редких, уникальных вещей. Зачастую люди того времени легко избавлялись от безделушек, доставшихся в наследство от бабушек и дедушек. Видимо, именно во время походов по столичным помойкам, будущему мэтру моды и пришла в голову блестящая идея о создании коллекции редких старинных вещей, связанных с модой. Да и сейчас Александра Васильева можно часто встретить на блошиных рынках того же Парижа, который, кстати, всегда славился такими необычными и популярными среди туристов местами.
Александр Васильев занят поисками очередной вещицы для своей коллекции
Но за сборами драгоценных экземпляров для своей коллекции и созерцанием красот любимого Парижа, Александр Васильев ни на минуту не забывает о работе. Еще будучи молодоженом, будущая знаменитость в мире моды и стиля, поступает на учебу в школу при музее Лувра, а затем успешно заканчивает аспирантуру в Сорбонне. Тут же молодого и талантливого художника-декоратора замечают в ведущих театрах Франции. Александр Васильев стал автором декораций для спектаклей «Папесса Иоанна», «Триумф любви», «Галереи дворца» и многих других. Позже маэстро приглашают на работу в театр оперы и балета в Рейкьявик (где он и познакомился со своей второй женой Стефанией), а после – во фландрийский Королевский балет.
Стремление к прекрасному у Александра Васильева всегда было в крови
Что и говорить — молодой человек легко очаровывал не только женщин, но и своих потенциальных работодателей непринужденной, и в то же время изысканной манерой вести беседу, своим природным обаянием и фирменной улыбкой.
Фирменная улыбка Александра Васильева легко узнаваема даже на фото многолетней давности
Впрочем, великий экспериментатор Васильев не желал ограничивать себя рамками поисков себя лишь в стиле. Он легко примерял на себя и разные амплуа. То он – декоратор, то – дизайнер, то – искусствовед. Живя во Франции, молодой Александр Васильев успел попробовать себя даже в роли актера и модели! Правда, как сам он недавно признался, роли эти были настолько незначительные и посредственные, что и гордиться на этом поприще, историку моды, по сути – нечем.
Редкие фото Александра Васильева в молодости
Обстановка в духе Серебряного века
— Как Вы определились с интерьерным стилем квартиры?
— Я — внук царского офицера, сын художника-академика и актрисы. Может, это генетически, но я представляю, какой была квартира у моего дедушки в Самаре — с анфиладным расположением комнат. Я подумал, что обстановка в духе Серебряного века — можно назвать это направление югендстилем, модерном или ар-нуво — как нельзя лучше отразит дух курорта и квартиры. Серебряный век — это эпоха, не знавшая войн. Когда женщины были женщинами и носили корсеты и кружева, шелковые чулки и шляпы, митенки и веера, а мужчины — котелки и цилиндры, трости и перчатки. Мне захотелось показать на примере своей квартиры, как можно сохранить историю, эпоху.Когда ремонт закончился, надо было обставлять квартиру, но и здесь все оказалось не так просто. Мне сейчас принадлежат полтора этажа. Я купил еще соседние квартиры — сначала продавалась одна, а потом и соседняя — коммунальная. Как выяснилось во время ремонта, это была одна большая квартира, межкомнатная дверь, которая их объединяла, была заложена кирпичом. Я получил официальное разрешение на объединение этих двух квартир, и в итоге у меня получилась одна хорошая, назовем ее барская, девятикомнатная квартира.
Обставить ее достойной мебелью тоже оказалось делом весьма непростым.
Я много ездил по области и посещал антикварные магазины. И понял, что мебельных гарнитуров не найти. Есть хорошие вещи, но все они получаются разрозненные, не подходящие по стилю. Можно найти предмет в любом стиле — от ампира до псевдоготики, но это не то, что мне было нужно. Для того чтобы это органично вписалось, мне надо было подобрать мебель и предметы интерьера под определенную цветовую гамму комнат и оригинальных настенных бордюров, которые делали по образцам из одной немецкой книги с орнаментами, надо было найти люстры. Но со временем ко мне стали «приходить» вещи и предметы, которые и создают особую атмосферу эпохи Серебряного века.
Заключение
Все имения Александра Васильева требуют постоянного внимания. В каждом доме у него есть приходящая прислуга, которая проводит периодическую уборку, зимой обязательно топит печки, а летом ухаживает за цветниками и садами. Интерьер литовской усадьбы долгое время практически не изменялся, маэстро лишь изредка добавлял небольшие детали. У историка моды собрана уникальная коллекция живописи, некоторые картины достались по наследству, но многие он приобретал в течение всей жизни. Сейчас произведения искусства украшают его имения по всему миру.
Если вам понравился обзор, обязательно поставьте лайк и подпишитесь на наш журнал, чтобы не пропустить самые интересные снимки звёздных жилищ.
Предыдущая ЗВЁЗДЫ ПОКАЗЫВАЮТВоздушный замок Алексея Глызина и нестандартные дизайнерские идеи
Следующая ЗВЁЗДЫ ПОКАЗЫВАЮТГде живёт самая таинственная актриса Светлана Ходченкова, как оформлено её звёздное жилище
Как вам статья?