Падение в бездну: можно ли выжить в падающем лифте?

Причины, почему нельзя прыгать в лифте

Если говорить о новых лифтах, то вряд ли при прыжке произойдет что-то страшное, так как технологии становятся с каждым днём безопаснее. Но большие перепады в нагрузке быстро приводят устройство в нерабочее состояние.

Систематические прыжки будут негативно сказываться на ценных деталях, и такой эффект имеет свойство накапливаться. Ремонт обычно дорогостоящий, и поэтому владельцы домов и управляющие компании вывешивают в лифтах определенные правила поведения, где есть пункт о запрете прыжков.

Но пассажир никогда не узнает, в каком состоянии на момент поездки находится механизм, особенно если он находится в старом доме, поэтому собственную безопасность стоит ставить выше любопытства.

Прыжки в лифте могут стать результатом серьёзных проблем в механизме устройства. Они зависят от:

  • конструкции и качества лифта;
  • веса подпрыгнувшего или же совокупности нескольких прыгающих;
  • износа подъёмной конструкции.

Последствия могут быть следующими:

  • остановка работы механизма;
  • обрыв троса или пролом пола;
  • перекос кабины.

Остановка работы механизма

Это наиболее частый результат прыжков в лифте, но при этом остановка работы — лучший из возможных исходов. Но ждать спасательную бригаду, возможно, придётся долго.

Полная остановка происходит из-за резких перепадов нагрузки на всю систему, которая может воспринять падение давления, а затем сильный удар, как обрыв троса. Лифты оборудованы системой безопасности, которая автоматически стопорит механизм, если рвётся трос. Получается, что пассажир своим прыжком просто-напросто симулировал подобную ситуацию. Механизм сразу же активирует клиновые захваты, и пассажир остаётся в стоящем лифте, потому что отключить их могут лишь специалисты.

Существует ещё другой вариант, когда прыгунам не придётся ждать работников — в более-менее современных лифтах часто встречаются полы, которые реагируют на вес. Когда нет нагрузки — лифт никуда не едет. В таком случае пассажиру нужно будет лишь еще раз нажать на кнопку нужного этажа для возобновления движения.

При другом типе современных лифтов остановка вообще не произойдёт, так как их механизмы универсальны и лучше переносят перегрузки. Аппарат лишь замедлит свой ход, но подъём продолжит.

Обрыв троса или пролом пола

Для обрыва одного веса прыгуна не будет достаточно. Такое может произойти, если:

  • срок использования лифта перевалил за допустимые нормы;
  • трос и механизм в целом были неправильно установлены;
  • во время техобслуживания были допущены грубые нарушения;
  • нарушены правила эксплуатации (систематическое превышение нагрузок, к примеру).

С проломом пола практически та же ситуация — длительная эксплуатация кабины негативно влияет на материалы. Поэтому чем старше лифт, тем сильнее изношены все составляющие системы. При таком исходе вряд ли человек провалится в шахту, но повредить ноги вполне может.

Перекос кабины

Это крайне неприятная ситуация, которая может привести к травмам пассажиров, а также к обрыву троса. Подобная поломка будет требовать сложного и долгого ремонта.

Перекос кабины произойдет, если прыгнуть не в центре кабины, а ближе к любому краю. Напряжение на тросы сильно возрастает, а удерживать равновесие очень сложно, что может привести к нежелательным последствиям.

Вытаскивать пассажиров при перекосе кабины — не самая простая задача, поэтому просидеть в замкнутом пространстве придётся не один час.

Вероятность спасения в сорвавшемся подъёмнике

Конструкция кабины предусматривает различные варианты аварийного замедления и остановки, однако, это не гарантия полной безопасности. Результат аварии зависит:

  • от высоты;
  • исправности и изношенности механизма;
  • действий пассажира.

Первую систему экстренного торможения разработал и ввёл в эксплуатацию Элайша Грейвс Отис. Плоская пружина, через которую был пропущен подъёмный трос, выпрямлялась под тяжестью падающего лифта и застопоривалась в зазубринах, расположенных по краям подъёмника.

Пружина Отиса стала прообразом современных ловителей. Они устанавливаются на противовесе или кабине, захватывают направляющие и не позволяют конструкции сорваться, вне зависимости от того, на каком этаже произошла авария. Быстроходные и скоростные лифты оснащаются ловителями плавного торможения, чтобы снизить травмоопасность экстренной остановки механизма. Такие же системы ставятся в медицинских учреждениях. Если под шахтой холл, коридор или жилое помещение, то для усиления безопасности используются два ловителя, которые, в свою очередь, приводятся в действие после срабатывания ограничителя скорости. Он принимает сигнал о превышении максимально допустимой скорости и блокирует движение лебёдки.

После активации ограничителя скорости, две взаимно противоположные пластины ловителя крепко сжимаются, удерживая кабину лифта на направляющем рельсе или лебёдке в шахте

Такими элементами безопасности в обязательном порядке оснащаются все подъёмники, поэтому сама вероятность падения остаётся низкой. В каждом отдельном случае опасность растёт:

  • при сильном износе механизмов лифта, в том числе по истечении срока эксплуатации;
  • превышении допустимой грузоподъёмности;
  • неразумном поведении пассажиров: раскачивании кабины, подпрыгивании.

Во время аварии шансы уцелеть во многом зависят от высоты падения. Чем выше находится кабина, тем быстрее она разгонится и сильнее ударится о дно шахты. Скорость достигает 70 км/ч и более, что сравнимо с движением автомобиля на оживлённой трассе. В такой конструкции тело человека находится в свободном падении, поэтому при резкой остановке принимает на себя мощный удар.

Уже на третьем этаже серьёзно повышается риск травмоопасности при падении в лифте. С каждым новым пролётом опасность увеличивается — переломов и сильных ушибов мягких тканей практически не избежать. Неудачное положение тела во время приземления кабины способствует компрессионному перелому позвоночника. Чем больше высота, тем меньше шансов на спасение.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий