Причины, почему нельзя прыгать в лифте
Если говорить о новых лифтах, то вряд ли при прыжке произойдет что-то страшное, так как технологии становятся с каждым днём безопаснее. Но большие перепады в нагрузке быстро приводят устройство в нерабочее состояние.
Систематические прыжки будут негативно сказываться на ценных деталях, и такой эффект имеет свойство накапливаться. Ремонт обычно дорогостоящий, и поэтому владельцы домов и управляющие компании вывешивают в лифтах определенные правила поведения, где есть пункт о запрете прыжков.
Но пассажир никогда не узнает, в каком состоянии на момент поездки находится механизм, особенно если он находится в старом доме, поэтому собственную безопасность стоит ставить выше любопытства.
Прыжки в лифте могут стать результатом серьёзных проблем в механизме устройства. Они зависят от:
- конструкции и качества лифта;
- веса подпрыгнувшего или же совокупности нескольких прыгающих;
- износа подъёмной конструкции.
Последствия могут быть следующими:
- остановка работы механизма;
- обрыв троса или пролом пола;
- перекос кабины.
Остановка работы механизма
Это наиболее частый результат прыжков в лифте, но при этом остановка работы — лучший из возможных исходов. Но ждать спасательную бригаду, возможно, придётся долго.
Полная остановка происходит из-за резких перепадов нагрузки на всю систему, которая может воспринять падение давления, а затем сильный удар, как обрыв троса. Лифты оборудованы системой безопасности, которая автоматически стопорит механизм, если рвётся трос. Получается, что пассажир своим прыжком просто-напросто симулировал подобную ситуацию. Механизм сразу же активирует клиновые захваты, и пассажир остаётся в стоящем лифте, потому что отключить их могут лишь специалисты.
Существует ещё другой вариант, когда прыгунам не придётся ждать работников — в более-менее современных лифтах часто встречаются полы, которые реагируют на вес. Когда нет нагрузки — лифт никуда не едет. В таком случае пассажиру нужно будет лишь еще раз нажать на кнопку нужного этажа для возобновления движения.
При другом типе современных лифтов остановка вообще не произойдёт, так как их механизмы универсальны и лучше переносят перегрузки. Аппарат лишь замедлит свой ход, но подъём продолжит.
Обрыв троса или пролом пола
Для обрыва одного веса прыгуна не будет достаточно. Такое может произойти, если:
- срок использования лифта перевалил за допустимые нормы;
- трос и механизм в целом были неправильно установлены;
- во время техобслуживания были допущены грубые нарушения;
- нарушены правила эксплуатации (систематическое превышение нагрузок, к примеру).
С проломом пола практически та же ситуация — длительная эксплуатация кабины негативно влияет на материалы. Поэтому чем старше лифт, тем сильнее изношены все составляющие системы. При таком исходе вряд ли человек провалится в шахту, но повредить ноги вполне может.
Перекос кабины
Это крайне неприятная ситуация, которая может привести к травмам пассажиров, а также к обрыву троса. Подобная поломка будет требовать сложного и долгого ремонта.
Перекос кабины произойдет, если прыгнуть не в центре кабины, а ближе к любому краю. Напряжение на тросы сильно возрастает, а удерживать равновесие очень сложно, что может привести к нежелательным последствиям.
Вытаскивать пассажиров при перекосе кабины — не самая простая задача, поэтому просидеть в замкнутом пространстве придётся не один час.
Вероятность спасения в сорвавшемся подъёмнике
Конструкция кабины предусматривает различные варианты аварийного замедления и остановки, однако, это не гарантия полной безопасности. Результат аварии зависит:
- от высоты;
- исправности и изношенности механизма;
- действий пассажира.
Первую систему экстренного торможения разработал и ввёл в эксплуатацию Элайша Грейвс Отис. Плоская пружина, через которую был пропущен подъёмный трос, выпрямлялась под тяжестью падающего лифта и застопоривалась в зазубринах, расположенных по краям подъёмника.
Пружина Отиса стала прообразом современных ловителей. Они устанавливаются на противовесе или кабине, захватывают направляющие и не позволяют конструкции сорваться, вне зависимости от того, на каком этаже произошла авария. Быстроходные и скоростные лифты оснащаются ловителями плавного торможения, чтобы снизить травмоопасность экстренной остановки механизма. Такие же системы ставятся в медицинских учреждениях. Если под шахтой холл, коридор или жилое помещение, то для усиления безопасности используются два ловителя, которые, в свою очередь, приводятся в действие после срабатывания ограничителя скорости. Он принимает сигнал о превышении максимально допустимой скорости и блокирует движение лебёдки.
После активации ограничителя скорости, две взаимно противоположные пластины ловителя крепко сжимаются, удерживая кабину лифта на направляющем рельсе или лебёдке в шахте
Такими элементами безопасности в обязательном порядке оснащаются все подъёмники, поэтому сама вероятность падения остаётся низкой. В каждом отдельном случае опасность растёт:
- при сильном износе механизмов лифта, в том числе по истечении срока эксплуатации;
- превышении допустимой грузоподъёмности;
- неразумном поведении пассажиров: раскачивании кабины, подпрыгивании.
Во время аварии шансы уцелеть во многом зависят от высоты падения. Чем выше находится кабина, тем быстрее она разгонится и сильнее ударится о дно шахты. Скорость достигает 70 км/ч и более, что сравнимо с движением автомобиля на оживлённой трассе. В такой конструкции тело человека находится в свободном падении, поэтому при резкой остановке принимает на себя мощный удар.
Уже на третьем этаже серьёзно повышается риск травмоопасности при падении в лифте. С каждым новым пролётом опасность увеличивается — переломов и сильных ушибов мягких тканей практически не избежать. Неудачное положение тела во время приземления кабины способствует компрессионному перелому позвоночника. Чем больше высота, тем меньше шансов на спасение.
Как вам статья?