Газовая арматура и оборудование: разновидности + особенности выбора

Классификация по различным параметрам

Помимо функциональных различий и особенностей конструкции критериями для деления устройств на группы служит их назначение и сфера применения.

По сфере применения

По особенностям применения устройства разделяют на четыре разновидности:

  • Детали общего назначения, которые могут использоваться в различных отраслях.
  • Арматуру специального назначения (эти устройства должны обладать определенными характеристиками, которые оговариваются специально).
  • Санитарно-техническая, которая используется в трубах, предназначенных для оснащения бытового оборудования.
  • Фасонные детали для особых условий эксплуатации, например, для магистралей, транспортирующих агрессивные вещества.
  • Для трубопроводов судостроительной или транспортной промышленности.

Логично, что арматура для газопроводов должна отличаться высокой степенью герметичности. Для трубопроводов, транспортирующих нефть, важнейшим является антикоррозийная устойчивость, для труб, применяемых в химической промышленности важным критерием является инертность к агрессивным химическим соединениям.

По типу соединения

В зависимости от способа соединения, арматура делится на несколько групп:

  • Фланцевая — разборные детали, которые могут многократно разбираться, например, при ремонте или для прочистки. Крепится на болты. Распространена в системах, работающих в системах с высоким давлением и температурой.
  • Муфтовая арматура с резьбой. Подходит для труб из металлопластика, полиэтиленовых и полипропиленовых трубных изделий.
  • Арматура под сварку — самая надежная, сварка осуществляется в раструб или встык.
  • Арматура для цапкового крепления (устройства небольшого размера, которые способны работать под высоким давлением, с наружной резьбой).
  • Устройства под штуцерное соединение (детали с наружной резьбой, диаметром не более 15 мм).

По методу герметизации

В зависимости от того, каким образом происходит герметизация стыков, различают:

СальниковаяСоединение, когда шток и шпиндель дополнительно уплотняются сальниковой набивкой.
МембраннаяЭластичный диск, который обеспечивает герметичность стыков.
СильфоннаяВ качестве уплотнителя выступает сильфонный узел, который представляет собой гофрированную трубку.
ШланговаяАрматура, оснащенная эластичным шлангом, пережимание которого создает герметичное отсечение потока.

Область применения запорной арматуры

Запорная арматура предназначена:

  1. для трубопроводов, подводящих к жилым, бытовым и промышленным помещениям газ или воду и отводящих канализационные стоки. Это самая широкая сфера применения запорных устройств;
  2. для трубопроводов, в которых проходят агрессивные вещества. Устройства для химической и нефтегазовой отрасли отчаются более высокой герметичностью и коррозийной устойчивостью;
  3. бытовых сетей водоснабжения, теплоснабжения и канализации. Арматура, устанавливаемая на частных сетях, отличается небольшими размерами и простотой управления.

На трубопровод можно устанавливать только ту арматуру, которая предназначается именно для этого вида.

Характеристика и назначение

Запорно-регулирующая арматура применяется при изготовлении трубопроводов для воды, газа и других жидкостей. Это могут быть системы водоснабжения, отопления, газоснабжения, канализации.

Детали применяются для регулирования давления, скорости потока, температуры носителя без полного отключения всей магистрали. Устанавливаются запорные элементы на местах разветвления, чтобы была возможность в нужный момент перекрывать отдельные контуры. У этих деталей есть ряд технических характеристик, которые обуславливают их возможности:

  • управление — ручное, автоматическое;
  • пропускная способность;
  • возможная настройка регулятора;
  • зона регулирования;
  • диапазон хода запорного механизма;
  • относительная утечка.

Технические требования к конструкции

В ГОСТ 13846–89 определил, что фонтанная арматура предназначена для выполнения герметизации скважин, перекрывания движения рабочей среды и выполнения других технологических процедур. В соответствии с нормативами, регламентированными в ГОСТ 15150–69 эти устройства, могут работать при температурах от -60 до +40 градусов.

В ГОСТ 51365–2009 определяет технические условия и требования к указанной арматуре. Проектировщики, занимающиеся конструированием оборудования должны руководствоваться требованиями этого документа.

2 Способы подсоединения газовых устройств и арматуры

Существуют следующие способы присоединения:

  • С помощью фланцев – применяется для арматуры, условный проход которой более 50 мм. Присоединение к емкости или трубопроводу производят с помощью фланцев. Главное преимущество – возможность многократных установок и демонтажа, а также большая прочность, надежность и применяемость для очень широкого диапазона проходов и давлений. Недостатки: большие масса и габариты, со временем не исключена возможность ослабления затяжки с последующей потерей герметичности.
  • Муфтовое соединение – для оборудования с проходом 65 мм и меньше. Подсоединение осуществляют с помощью муфт, имеющих внутреннюю резьбу, используют шестигранный ключ.
  • Цапковое с наружной резьбой. Аппарат (например, кран) ввинчивается с помощью резьбы непосредственно в корпус другого прибора или устройства.
  • Посредством сварки – используется редко, неразборный вид соединения. Преимущества – надежная и полная герметичность, минимум обслуживания. К недостаткам относят повышенную сложность замены и монтажа арматуры.
  • Ниппельное – присоединение к емкости или трубопроводу производят при помощи ниппеля.
  • Штуцерное – с помощью штуцера.
  • Стяжное – выходной и входной патрубки соединяют с трубопроводными фланцами посредством шпилек с гайками, расположенных вдоль корпуса оборудования или арматуры.

Материал для изготовления оборудования

Выбор материала для изготовления такого оборудования зависит в первую очередь от среды эксплуатации и функциональных возможностях. Например, керамика и стекло имеют высокую устойчивость к агрессивным средам и используются в химической промышленности. Для отопительных систем используют стальную арматуру (низкоуглеродистую или легированную), так как она является жаропрочной. Также для изготовления используют чугун, титан, алюминий, латунь, никель, бронза и неметаллические материалы( винипласт, полиэтилен, капролактам, графит и другие).

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Это интересно: Способы сгибания профильной трубы в домашних условиях — разъясняем во всех подробностях

Классификация по параметрам

В обозначении трубопроводной арматуры шифруется множество параметров, определяющих сферу их применения и размер. Оно регламентируется ГОСТ Р52720. Основные характеристики, по которым подбирается изделие:

  • Условное давление среды PN. Эта характеристика обозначает давление, при котором трубопровод и все подключенные к нему устройства работают безаварийно в течение определенного промежутка времени. Классификация по условному давлению содержится в ГОСТ 26349.
  • Условный проход DN. Этот показатель нужен для описания трубопроводных систем для подгонки различных элементов друг к другу. Он указывается в мм и характеризуется ГОСТ 28338.

Материалы для производства

Газовая запорная арматура изготавливается исключительно из металлических сплавов. Основными элементами для производства выступают чугун, латунь, бронза и сталь. Использование металлических элементов связано с тем, что для газовых труб и комплектующих требуется повышенный уровень прочности. Полимерные элементы, которые используются в водопроводах, здесь неприменимы по причине из невысокой твердости.

Полиэтилен и другие материалы можно легко повредить острым предметом. А любое, даже самое тонкое отверстие в трубе будет приводить к утечкам газа, о последствия которых уже было написано. Так что, пока не будет изобретен материал достаточной твердости, металлические элементы не сдадут своих позиций в деле производства газовой арматуры.

Что касается разделения ролей между металлами, то тут все зависит от условий эксплуатации. Латунь и бронза имеют высокую себестоимость, поэтому их в основном используют в помещениях. А сталь и чугун применяются для установки под открытым небом. Эти сплавы проходят специальную обработку, которая защищает их от коррозии.

Нефтегазовая арматура включает в себя большое количество номенклатурных продуктов, используемых в топливно-энергетической отрасли. Рынок данной продукции является одним из наиболее динамически развивающихся по стране. Это связано с высоким значением нефти и газа для российской экономики в целом. Данный сектор экономики располагает колоссальными инвестициями, которые позволяют ему двигаться вперед.

Подытожим на примере реальной ситуации: отключился котел

  1. Проверьте давление на манометре перед оборудованием. Если давление в норме (от 37 мбар) — причина в поломке котла. Нужно вызвать ремонтников. Если давления нет — передвигаемся по цепочке к следующей точке.
  2. Проверьте давление после редуктора (если есть манометр). Если здесь все в порядке, то засорился газопровод: переполнен конденсатосборник, образовалась пробка, замерз конденсат в цокольном вводе. Вызывайте специалистов для очистки, продувки.
  3. Если манометра нет или стрелка на нуле — смотрите на манометр перед регулятором. Здесь должно быть не менее 1.5 бар, иначе редуктор не сработает. Давление в норме? Значит проблема в редукторе — скорее всего, замерз. Вызывайте специалистов, чтобы отключить газ, снять, отогреть и продуть регулятор.
  4. Если на основном манометре давления не хватает, а уровнемер показывает более 15%, то скорее всего произошло забутанирование. Большая часть пропана израсходована, а бутан не может обеспечить нужное давление в мороз. Закажите доставку зимней смеси с повышенным содержанием пропана.
  5. Если стрелка уровнемера приближается к 20–25% — пора вызывать газовоз. Меньше 15% жидкой фазы оставлять нельзя.

Результат: после проверки основных точек вы находите причину перебоев и принимаете необходимые меры. В трех случаях потребуется вмешательство специалистов по техобслуживанию, в остальных — вызов автоцистерны с СУГ.

При штатном использовании следите за уровнем жидкой фазы при заправке — не более 85%. И вызовите газовоз, когда уровень СУГ опустится до 20–25%.

Параллельно проверяйте манометры. Такого контроля будет достаточно, чтобы вовремя обнаружить сбой в работе. Остальные узлы осматривают техники при регулярном обслуживании.

Производители рекомендуют ежегодно проверять работу системы. И раз в 8 лет вызывать специалистов для более глубокого контроля с оценкой покрытия, швов и общего состояния газгольдера.

Как это работает у нас

При установке газгольдера заключаем договор на год бесплатного сервисного обслуживания. Список услуг: 2 профилактических выезда специалиста (зимой и осенью) + один срочный аварийный вызов в течение 24 часов. Потом договор на обслуживание можно продлить.

Техника безопасности

Любые монтажные работы, производимые с газовыми приборами, требуют обязательного выполнения всех требований техники безопасности. Подключенный гибкий шланг обязательно должен быть всегда перед глазами. Категорически запрещается его закрывать. Он должен быть всегда расположен в доступном для визуального осмотра, месте.


Запрещается пользоваться газовым рукавом нестандартных размеров. Они должны соответствовать существующим нормативным документам.

Шланг не нужно красить, так как краска может стать причиной его быстрого растрескивания. Если вы хотите сделать внешний вид рукава красивее, его можно закрыть самоклеящейся бумагой.

Напрямую соединяется резиновый рукав с краном, если он расположен на отпуске. Если резьба имеет нестандартные размеры, разрешается использовать переходник.

При эксплуатации газовой техники очень важно соблюдать правила безопасности и существующие нормы эксплуатации. От этого зависит пожаробезопасность установок, работающих на газу

Разновидности трубопроводной арматуры

Подобно тому, как в математике множества распадаются на подмножества, виды арматуры можно структурировать на разновидности.

● разновидности по назначению и области применения

Самое большое из этих «подмножеств» ─ разновидности по назначению и области применения. В качестве классификационных признаков могут быть использованы особенности эксплуатации – вакуумная арматура, криогенная арматура; или особенности функционирования, например, отсечная арматура (запорная арматура с минимальным временем срабатывания). Основанием для разделения также являются: место установки (приемная арматура ─ обратная арматура, устанавливаемая на конце трубопровода перед насосом) и наличие дополнительных опций (арматура с обогревом). Но наиболее весомая причина разделять трубопроводную арматуру на разновидности ─ ее назначение: контрольная арматура, противопомпажная арматура, редукционная арматура, спускная арматура, пробно-спускная арматура и т. д. Области применения трубопроводной арматуры не могут не накладывать на нее особые требования. Арматура, используемая в газовом хозяйстве, должна быть герметичной в связи с высокой пожаро- и взрывоопасностью являющегося в данном случае рабочей средой ─ газа. Трубопроводная арматура для нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей отраслей из-за достаточно высокой химической агрессивности нефти должна обладать повышенной коррозионной стойкостью. Еще более агрессивная среда, включая концентрированные кислоты и щелочи, воздействует на трубопроводную арматуру, применяемую в химической промышленности.

***

● разновидности по присоединению к трубопроводу

По этому признаку арматуру разделяют на фланцевую, бесфланцевую, межфланцевую (т. е. бесфланцевую, устанавливаемую между фланцами трубопровода). Муфтовая арматура снаряжена присоединительными патрубками с внутренней резьбой. Арматура под приварку – патрубками для приварки к трубопроводу. Присоединительные патрубки есть и у штуцерной арматуры.

***

● разновидности по конструкции и формообразованию корпуса

Исходя из положения патрубков, можно говорить о проходной арматуре (присоединительные патрубки соосны или взаимно параллельны) или угловой арматуре (оси входного и выходного патрубков расположены перпендикулярно или не параллельно друг другу). Производится также арматура со смещенными осями патрубков.

Если площадь сечения проточной части меньше площади отверстия входного патрубка ─ это неполнопроходная арматура. Если примерно равна или больше ─ полнопроходная арматура. По методу изготовления корпусных деталей выделяют арматуру литую, литосварную, литоштампосварную, штампосварную.

***

● разновидности по типу уплотнений

 Арматура, у которой герметизация штока, шпинделя или иного подвижного элемента относительно окружающей среды обеспечивается сальниковым уплотнением, носит название сальниковая арматура.

 Арматура, у которой для герметизации сальниковое уплотнение не применяется, называется бессальниковой арматурой. В этот разряд попадают сильфонная и мембранная арматура.

Алфавиты большинства языков мира содержат по несколько десятков букв. Но это не помешало им накопить сотни тысяч слов, с использованием которых написаны миллионы книг. Так и с трубопроводной арматурой ─ ее невероятное разнообразие складывается из сравнительно небольшого, измеряемого единицами, иногда десятками, количества классификационных единиц. И появилось оно не случайно, а в силу необходимости дать ответ на огромное количество вопросов, найти алгоритм решения большого числа задач. Трубопроводной арматуре предъявляется столь широкий набор требований, что зачастую технические решения, с помощью которых можно добиться их выполнения, вступают в конфликт между собой, и появление большого числа разнообразных конструкций является одним из путей его преодоления. А классификация ─ лучший способ в этом разнообразии не потеряться.

Как работает газовый редуктор

Редуктор прямого действия

Газ под большим давлением из баллона поступает в камеру, оборудованную запорным клапаном. Клапан под воздействием избыточного давления открывается и начинает упираться в седло. После чего газ перестает подаваться на выход. Мембрана, отвечающая за регулирование давления, под действием пружины начинает смещать клапан от поверхности седла. Давление снижается ввиду незначительного прохода и достигает безопасного, пригодного для эксплуатации.

Далее распрямившаяся пружина позволяет клапану открыть доступ к поступлению нового объема газа из баллона, и процесс регулирования повторяется. На нерегулируемых редукторах усилие пружины настраивается на заводе-изготовителе, являясь регулятором давления.

Редуктор обратного действия

Здесь принцип несколько иной. Поступающий газ от источника прижимает клапан к седлу, препятствуя его выходу. В конструкции заложен винт, при помощи которого регулируется усилие сжимания пружины.

Сжимая пружину винтом (регулятором), предохранительная мембрана изгибается, пропуская некоторое количество газа. Опорный диск приводит в действие обратную пружину после чего клапан поднимается, освобождая путь топливу.

Рабочая камера имеет такое же давление, как и в баллоне. Мембрана под действием пружины переходит в исходное состояние, и опорный диск перемещается книзу, при этом давя на обратную пружину. Вследствие чего клапан придавливается к седлу корпуса.

Стоит сказать, что многие отмечают большую популярность редукторов обратного действия. Они более безопасны при эксплуатации.

Схема включения ГБО

Подбор поколения газовой системы зависит от типа двигателя авто. Газобаллонная установка с 1-го по 3-е поколение ставиться как на инжекторные, так и карбюраторные машины. Современная система распределённой подачи топлива (4-ая генерация) подходит только для инжекторных моторов.

В зависимости от вида ДВС и способа подачи газа, включение ГБО разных поколений имеет ряд принципиальных отличий.

Карбюраторный двигатель

Пуск эжекционного оборудования (1,2,3 поколение) на карбюраторе происходит в принудительном режиме.

Функционал таких установок позволяет заводить авто сразу на газе. Однако для сохранения мембраны редуктора-испарителя, запуск не прогретого двигателя (при любом поколении) рекомендуется осуществлять на бензине, особенно если температура окружающей среды ниже 0°C.

Чтобы включить газовое оборудование на карбюраторной машине нужно, после прогрева мотора от 35°С и выше перевести клавишу газ/бензин в нейтральное положение «0».


Переключатель для карбюраторной машины

Таким образом, гаснет красный светодиод на корпусе кнопке, что свидетельствует о выключении бензинового клапана. После чего происходит вырабатывание штатного топлива из поплавковой камеры карбюратора.

Затем, не дожидаясь топливного голодания ДВС (приходит с опытом), необходимо переключить тумблер в режим подачи газа «II». Загорается зеленая индикация, которая сигнализирует о включении газового клапана.

Чтобы обратно перейти с газа на бензин нужно переключить клавишу в положение «I», минуя нейтральную позицию.

После остановки ДВС кнопка автоматически отключает газовый клапан.

Для запуска мотора на газовом топливе, у карбюраторных коммутаторов существует функция предпусковой подачи. Работает она следующим образом, в положении переключателя «II», нужно включить зажигание, после смены зеленого цвета индикатора на жёлтый можно заводить авто.

Второе поколение на инжекторной системе

Коммутатор газовой системы для инжектора также имеет три положения:

  • «I» — принудительная работа на бензине
  • «0» — принудительный газовый режим
  • «II» — полуавтомат

У разных производителей порядок режимов может отличаться.

При полуавтоматическом положении переключателя происходит запуск автомобиля сразу с бензинового топлива. Сделано это для прогрева силовой установки и редуктора ГБО соответственно. После повышения оборотов двигателя (перегазовка), машина переходит на газ. Количество оборотов регулируется при помощи потенциометра.


Коммутатор для инжекторного авто

Инструкция для 4-го поколения


Кнопка четвёртого поколения ГБО

Газовое оборудование четвертого поколения работает полностью в автоматическом режиме. При нажатии кнопки ГБО, автомобиль заводится на бензине, а после нагрева редуктора-испарителя включается газ. Обратный переход возможен прямо в движении, путем деактивации переключателя вида топлива.

Температура переключения программируется при настройке оборудования.

Чтобы принудительно завести двигатель, используя газ, система ГБО 4 имеет функцию аварийную пуска.

1 Назначение и виды газовых устройств и арматуры

Газовая арматура и оборудование предназначены для применения на трубопроводах систем транспортировки и снабжения, а также распределения голубого топлива. При помощи этих устройств и механизмов осуществляют включение и отключение подачи, изменение количества, направления или давления газового потока. Вся арматура характеризуется следующими главными параметрами:

  • номинальным (условным) давлением;
  • номинальным диаметром (условным проходом).

Под первой характеристикой понимают максимальное давление при температуре 20 °С, обеспечивающее длительную службу различных соединений арматуры (оборудования) и трубопровода. Под условным проходом (Ду или DN) понимают характеристику, используемую в трубопроводных системах, сетях в качестве параметра соединяемых частей.

По назначению арматуру для газовых систем делят на нижеследующие виды:

  • Арматура запорная – для периодических отключений аппаратуры и приборов, а также отдельных участков газового трубопровода от других его частей. В этом качестве используют вентили, краны и задвижки.
  • Регулирующая – для изменения и поддержания давления в заданных пределах. К ней относят заслонки, шибера и тому подобное.
  • Предохранительная – используется для предупреждения повышения газового давления сверх допустимого значения. Это сбросной предохранительный клапан.
  • Отсечная и аварийная – для быстрого автоматического отключения различных газовых аппаратов, приборов, а также трубопроводов, где нарушен заданный режим их работы. Например запорно-предохранительный клапан.
  • Обратного действия – предотвращает движение газового потока в обратном направлении.
  • Конденсатоотводящая – автоматически удаляет конденсат, накапливающийся в конденсатосборниках и нижних точках трубопроводных сетей.

Производят арматуру из различных материалов. По тому из чего изготовлен корпус обозначают следующим образом:

  • из стали:
    • углеродистой – с;
    • нержавеющей – нж;
    • легированной – лс;
  • чугуна:
    • серого – ч;
    • ковкого – кч;
  • бронзы, латуни – Б;
  • пластмассы (за исключением винипласта) – п;
  • винипласта – вп.

Виды трубопроводной арматуры для разных видов труб

Для того чтобы управлять потоком воды или теплоносителя, используют вспомогательные детали, такие как краны, затворы, смесители, обратные клапаны и пр., которые способны выдерживать температуры среды до +95 °С, а давление 16 атм. Применяется при разводке труб к приборам водопровода, водонагревания, отопления, сливам.

Значительными плюсами обладает данный вид трубопроводной арматуры для использования в бытовых условиях: компактная, смотрится эстетично, резьба и пресс-соединение, условные обозначения помогают в монтаже, также не менее важную роль играет устойчивый к коррозии материал, который применяется для данной арматуры – это никелированная латунь. Наиболее часто используются различные виды соединительной арматуры и шаровые вентили.

Для полиэтиленовых труб.

Арматура для такого вида труб, как полиэтиленовые, используется в напорных и безнапорных системах. Наиболее обширный перечень у соединительных элементов для сварного, зажимного или фланцевого соединения. Соединение полиэтиленовых изделий с помощью сварки называют одним из самых надежных, оно герметичное и составляет единую конструкцию.

Регулирование хода потока рабочей среды таких трубопроводов происходит посредством не подверженных коррозии полиэтиленовых (ПНД) или латунных кранов, заслонок, вентилей, рассчитанных на давление до 16 атм и температуру потока +45…+80 °С (горячее водоснабжение). Полиэтиленовые шаровые краны могут деформироваться, если не соблюдается температурный режим.

Для полипропиленовых труб.

Трубопроводная запорно-регулирующая система, а также различные виды соединительной трубопроводной арматуры для полипропиленовых труб такие же, как и для предыдущих полиэтиленовых. Такая арматура рассчитана на давление до 20 атм, температуру рабочей среды до +90 °С. В настоящее время значительное количество производителей стали выпускать модели полипропиленовых элементов с обоймой, выполненной из никелированной латуни горячей прессовки – она составляет собой цельную конструкцию, с достаточной устойчивостью к тепловому деформированию.

Латунные резьбовые разборные соединения в полипропиленовых соединительных деталях позволяют оборудовать трубопровод из пластика металлической арматурой. Такие полиэтиленовые и полипропиленовые дополнительные детали намного дешевле аналогичных металлических.

Читайте материал по теме:
Трубы автономного отопления

Разновидности газовых конвекторов

Сегодня на рынке можно найти разнообразные конструкции конвекторов, работающих на магистральном газе, различающихся между собой:

  1. По виду материала: стальные и чугунные.
  2. По типу установки: настенный, напольный, потолочный.Последние применяются для обогрева больших производственных и торговых объектов.
  3. По мощности: малой, средней и большой. Такие устройства эффективно функционируют исключительно в отдельных комнатах. Нагрузка подбирается из соотношения 1.0 кВт на 10.0 м2. Нетрудно посчитать, что для 80 м2 необходимо выбрать устройство мощностью 8 кВт.
  4. По типу камеры сгорания: открытые и закрытые, которые отличаются по системе дымоходов. Для устройств первого вида удаление выхлопных газов осуществляется через стационарную дымовую трубу, обустроенную, по печному принципу в межстеновом пространстве, что требует дополнительных средств на установку. Модели второго варианта проще в монтаже. Отработанный воздух удаляется в атмосферу через коаксиальную трубу.

Разновидности

Трубопроводная арматура классифицируется зависимо от разных факторов. По предназначению:

  1. Предохранительные. Защищают магистрали от резких перепадов давления. Благодаря автоматике происходит сброс избыточного давления.
  2. Запорные. Предназначены для перекрытия потока жидкости или газа. Работают в двух положениях — закрыто, открыто.
  3. Соединительные. Чаще имеет накидные гайки, которые упрощают процесс подключения.
  4. Регулирующие механизмы. По конструкции похожи на запорные детали, но могут регулировать интенсивность подачи жидкости, газа.
  5. Распределительные. Предназначены для подключения дополнительных контуров к общей магистрали, создания отдельных ответвлений.

Виды трубопроводной арматуры зависимо от конструкции:

  1. Задвижки — подходят для установки на контуры с низким давлением рабочей среды. Работают только в положении закрыто/открыто. Для изменения положения нужно использовать специальный вентиль, который нужно поворачивать.
  2. Вентили — запорная, регулирующая арматура. Позволяет полностью перекрывать поток жидкости или регулировать его. Меняется положение вручную, путем поворота ручки.
  3. Клапаны — детали, которые перекрывают поток при повышении давления. Могут устанавливаться в тех местах, где нужно изменять направление потока жидкости.
  4. Краны — конструкции, которые подходят для регулировки, перекрытия, изменения направления потока рабочей среды. Используются для сборки магистралей подачи жидкости, газа.

Отдельная группа запорной арматуры — задвижки. Устанавливаются на промышленных магистралях. Классифицируются зависимо конструкции, принципа действия на фланцы, задвижки.

Зависимо от способа герметизации выделяется еще три вида конструкций:

  1. Сальниковая арматура. Внутри расположена сальниковая набивка. Благодаря ей шпиндель уплотняется.
  2. Сильфонные детали. Для уплотнения используется сильфон.
  3. Мембранная арматура.

Соединительные детали классифицируются по способу управления. Они могут быть ручными, автоматическими.

Запорная арматура (Фото: Instagram / sanremo67)

Требования к заглушкам.

Так как используется арматура герметичностью не ниже класса “В”, то для герметичного закрытия потока газа к потребителям после закрытия запорной арматуры устанавливают металлические заглушки.

Во-первых заглушки плоские (металлические-листовые).

Во-вторых заглушки резьбовые.

Плоские заглушки изготавливают как правило из стали, толщину заглушки рассчитывают в зависимости от давления газа и DN (условного прохода). Диаметр заглушки = диаметру зеркала фланца. Заглушка более того должна иметь хвостовик выступающий из фланца, на котором записывают давление (Р) и (DN).

Например ряд номинальных диаметров соответствующая им трубная резьба в дюймах и D зеркала фланца.

DN(мм)G (в дюймах)D з.ф. (мм)
151/2″
203/4″
251″60
321 1/4″70
401 1/2″80
502″90
652 1/2″
70110
80128
100148
125178
150202
200258
250312
300365

Нержавеющая трубопроводная арматура

Запорная промышленная арматура, произведенная из нержавеющей стали, незаменима при транспортировке многих рабочих сред. Она очень прочна, инертна к агрессивным веществам, устойчива к опасно повышенным температуре и давлению, имеет хорошие износостойкие показатели, не поддается коррозии. С учетом таких характеристик, не удивительно, что механизмы из этого материала стали основными рабочими узлами в нефтегазовой, фармацевтической, пищевой и химической промышленностях. Широко нержавеющая арматура применяется и на АЭС.

Понятно, что такие механизмы могут применяться и в отопительных, и в бытовых системах, снабжающих объекты водой и теплом.

Основы установки запорно-регулирующей аппаратуры

Ни один трубопровод не может полноценно функционировать без запорной аппаратуры. Вследствие того что существует несколько ее разновидностей, установка одной из них существенно отличается от монтажа других устройств и должна осуществляться только специалистами с применением специализированного оборудования.

Работоспособность, долговечность и безопасность трубопровода зависят от того, насколько квалифицированно были проведены работы по монтажу.

Соединение арматуры с трубопроводом производится:

  • муфтами с внутренней резьбой;
  • цапками на наружном уплотнителе;
  • ниппелями;
  • фланцами;
  • сваркой.

Сварка – самый надёжный способ взаимного скрепления элементов трубопровода и единственный, который подходит для транспортировки сред высокого давления.

Соединение при помощи фланцев, плоских колец или дисков из легированной стали, закрепляющихся болтами к концам деталей, которые необходимо закрепить, также, позволяет обеспечить необходимый показатель герметичности. Производители запорной арматуры предоставляют гарантию на свою продукцию, проводя тесты на непроницаемость и прочность деталей, их соответствие техническим требованиям.

Правила при монтаже запорно-регулирующей арматуры

Есть несколько важных правил, которые следует соблюдать при выполнении монтажа запорно-регулирующей арматуры:

1. Обязательная очистка трубопровода. После транспортировки деталей их необходимо обработать вручную или воздействуя воздухом, паром или водой. При проведении сварки также нужно регулярно осматривать трубу на предмет загрязнений, чтобы образовавшаяся окалина не повредила герметичности.

2. Проверка фланцев на предмет наличия неровностей. Гладкая поверхность детали не должна быть поцарапана или иметь другие ярко выраженные дефекты.

3. Следует избегать монтажа запорной арматуры на участках с неравномерным рельефом. Если механизм будет находиться не на прямом отрезке трубопровода, напряжение, возникающее в местах изгиба, повлияет на герметичность и спровоцирует протечки.

4. Экранирование от скачков давления, возникающих при гидравлическом ударе, который может повредить или вывести из строя всю систему, включая и арматуру, проводится путем установки обратного клапана для обеспечения стабильного потока.

5. К задвижкам крупным диаметров или тяжелым приводам может понадобиться дополнительная опора для препятствования поломке винтов или прокладок.

6. Запорную арматуру можно повредить, если приложить слишком большие усилия к ее закручиванию.

7. Арматура из нержавеющей стали должна находиться в открытом положении во время установки.

Нюансы обслуживания оборудования

По графику, разработанному инженером газопоставляющего предприятия, производится продувка конденсатосборников и проверка их технического состояния. Эти работы считаются опасными, поскольку в конденсате содержится не только вода, но и легко воспламеняемый жидкий бутан, зачастую составляющий большую часть жидкости. Поэтому проводят обслуживание двое специалистов, только днём, не во время грозы.

Также запрещено сливать конденсат сразу в автоцистерну – только в металлические стационарные ёмкости с оградой или в котлован. Если поблизости есть нефтепровод, можно сливать конденсат в него.

Чтобы опустошить конденсатосборник низкого давления, понадобится насос, мотопомпа или вакуумная цистерна. Из конца трубки извлекают пробку, подключают к ней шланг насоса, открывают кран и запускают насос. Откачку продолжают, пока из насоса не перестанет течь жидкость, а затем его отключают, кран перекрывают, отсоединяют шланг и возвращают на место пробку.

С конденсатосборником небольшого объёма можно справиться и ручным насосом, а из некоторых моделей для надземного монтажа жидкость сливается самотёком

Конденсатосборники среднего и высокого давления в насосе, как правило не нуждаются. В них предусмотрено 2 стояка: с конденсатом и с газом, на каждом есть кран, и обычно открыт только тот, что на газовом.

Чтобы освободить резервуар от жидкости, поворачивают оба вентиля: газовый закрывают, а конденсационный открывают. Жидкость выходит под давлением газа из магистрали. Для экономии времени и трудозатрат, этот процесс можно автоматизировать посредством контрольно-измерительных приборов и автоматики.

Если не удалить конденсат вовремя, гидроудар или пробка может не только препятствовать подаче газа, но и повредить трубу.

Кроме удаления собранного конденсата, обходчики газопровода проверяют наличие и точность табличек, указывающих на их расположение, а также исправность самого агрегата и связанной с ним запорной арматуры. При необходимости ремонт выполняется сразу или составляется акт, по которому в последствии выезжает специальная бригада.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий

Adblock
detector